Экономика и жизнь,
13 января 1999 г.
Время шедевров прошло 496 просмотров
Поздно, конечно, лучше, чем никогда, но все-таки лучше вовремя. Вот мы и дождались, что проблема типовых правил страхования сдвинулась с мертвой точки: Минфин утвердил документы по четырем видам. Сделать же это нужно было как минимум несколько лет назад.
Как показывает практика, отсутствие типовых правил страхования не только значительно усложняет процесс лицензиро-вания, но зачастую служит причиной конфликта между клиен-том и страховщиком. Причем, обжегшись один раз, люди надол-го потеряют интерес к страхованию. По российскому законодательству все компании обязаны иметь утвержденные Де-партаментом страхового надзора Минфина РФ правила страхования по каждому виду деятельности. Они разрабатываются на стадии получения лицензии и явля-ются юридической базой всех заключаемых в дальнейшем договоров. В России при обращении за лицензией на страховую деятельность каждая компания представляет правила страхования, написанные самостоятельно, но в рамках требований Условий лицензирования страховой деятельности на территории РФ, утвержденных Приказом Росстрахнадзора № 02-02/08 от 19 мая 1994 года. Первые сложности начинаются сразу же при попытке получить лицензию. В соот-ветствующий отдел департамента зачастую поступают неграмотно составленные документы. На их исправление, согласование и, наконец, утверждение уходят ме-сяцы переписки. Зафиксированы случаи согласования, длившиеся более года. При этом квалифицированные сотрудники заняты исключительно выискиванием ставших уже стандартными нарушений и ошибок, а также попыток претендентов на лицензию создать собственные неповторимые правила страхования. В итоге каждый получившийся документ уникален, а некоторые действительно являются своего рода “шедеврами”. В развитых странах ситуация совершенно другая. Например, в Германии по каждому виду действуют общие условия страхования, утвержденные на федеральном уровне и обязательные для всех. Если же компанию не удовлетворяют только типовые условия, то она может дополнительно к ним разработать особые положения, не противоречащие закону, и уже их зарегистрировать в органах надзора. Во Франции типовые условия утверждает национальное объединение страховщиков. На первый взгляд может показаться, что проблема утверждения типовых правил должна быть безразлична клиентам. Но это далеко не так. При практически полном отсутствии страховой культуры, нехватке соответствующих знаний им приходится самостоятельно разбираться во всех тонкостях юридически сложных документов. Более того, надо сделать выбор среди компаний, предлагающих нужный вид страхования, и важно не упустить из виду зачастую непонятные нюансы. В результате клиент может получить не ту услугу, в которой нуждается, а то и вовсе остаться без страхового покрытия, не придав значения каким-то “мелочам”. Возможно, клиенту было бы проще, разобравшись в типовых и доступных понима-нию любого правилах по конкретному виду страхования, уверенно подписывать договор с любой компанией. И если уж выбирать, то среди дополнительных условий при неизменной основе документа. Стоит ли говорить о том, что мог бы существенно упроститься процесс лицензиро-вания, и департамент получил бы возможность уделять больше внимания своему прямому назначению — утверждению немногочисленных отклонений от стандарт-ных правил. Согласно действующему законодательству департамент вправе изда-вать только правила, носящие рекомендательный характер. Статус и порядок их использования, которые согласно п. 1 ст. 943 ГК РФ вправе утверждать объедине-ния страховщиков, вообще законодательно не определены. И все же в октябре ВСС сдал на утверждение в Департамент страхового надзора Минфина шесть проектов типовых правил. Окончательное согласование в конце декабря прошли только четыре: страхование ответственности таможенных брокеров и таможенных перевозчиков, гражданской ответственности оценщиков и страхование от огня и прочих опасностей имущества физических лиц. Хотя выбор видов страхования небогат, следует признать, что это станет большим шагом вперед. Для того чтобы эти правила могли широко использоваться страховщиками, необходимо в ближайшее время внести изменения в Условия лицензирования, что как раз и является компетенцией департамента. Действующая компания, изъявившая жела-ние работать по типовым правилам, должна получать лицензию автоматически, вновь создаваемые — рассматриваться по упрощенной схеме (только на соответст-вие законодательству учредительных документов и размера уставного капитала).
М.ЖИЛКИНА, эксперт “ЭЖ”
Вся пресса за 13 января 1999 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Страховой надзор, Регулирование
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
 |
Архив прессы
|
|
|
 |
Текущая пресса
 |
| |
24 сентября 2025 г.

|
|
Деловой Казахстан, 24 сентября 2025 г.
Новые поправки в страховании направлены на защиту прав казахстанцев

|
|
Коммерсантъ-Челябинск, 24 сентября 2025 г.
Экс-руководство не застраховалось от банкротства

|
|
ТАСС, 24 сентября 2025 г.
Мишустин: фонд ОМС выделит более 14,5 трлн рублей на медпомощь за три года

|
|
ТАСС, 24 сентября 2025 г.
ГД одобрила в I чтении увеличение тарифа на услуги оператора АИС страхования

|
|
РБК (RBC.ru), 24 сентября 2025 г.
Страховщики начали создавать продукты для беспилотного транспорта

|
|
Парламентская газета, 24 сентября 2025 г.
Тариф на услуги оператора автоматизированной системы страхования может вырасти

|
|
Интерфакс, 24 сентября 2025 г.
Попавшему в ДТП в Турции российскому туристу потребовалась операция

|
|
Парламентская газета, 24 сентября 2025 г.
За отсутствие ОСАГО дважды в день не оштрафуют

|
|
Южный Урал, Оренбург, 24 сентября 2025 г.
Страховые представители - ваши помощники в получении бесплатной медицинской помощи

|
|
Молодежь Бурятии, Улан-Удэ, 24 сентября 2025 г.
Лечение по полису

|
|
Аргументы и факты-Приморье, Владивосток, 24 сентября 2025 г.
«Горячая линия» ОМС: как это работает

|
|
Финмаркет, 24 сентября 2025 г.
Камеры будут фиксировать отсутствие ОСАГО, но штрафы будут выписываться не чаще раза в сутки - законопроект

|
|
Московский комсомолец, 24 сентября 2025 г.
Право руля

|
|
Финмаркет, 24 сентября 2025 г.
В 1-м полугодии сборы страховщиков РФ по ОСГОП выросли на 24,6%, выплаты - на 14,2%

|
|
zakon.kz, 24 сентября 2025 г.
В Казахстане пересмотрят требования в части страхования

|
|
Автоновости дня, 24 сентября 2025 г.
Названы автомобили, которые чаще всего разбивают «в тотал» в России

|
|
Коммерсантъ онлайн, 24 сентября 2025 г.
Что мне дождь, что мне зной

|
 Остальные материалы за 24 сентября 2025 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|